Пока Ричард «Aphex Twin» Джеймс (Richard D. James) отмечает 43-летие и развлекается запуском в сеть туманных намеков на содержание своего нового альбома

53497

Пока Ричард «Aphex Twin» Джеймс (Richard D. James) отмечает 43-летие и развлекается запуском в сеть туманных намеков на содержание своего нового альбома, мы решили вспомнить самые интересные кавер-версии на его композиции. Собственно говоря, уже само существование, а точнее изобилие таких версий отличает Ричарда от собратьев по электронному цеху. «Aphex Twin изменил музыку для многих людей, по-настоящему опередил своё время — он превратил числа в музыку», — говорит пианист Нильс Фрам (Nils Frahm). Ричард, в самом деле, вышел далеко за рамки гикерской IDM-тусовки, да и электронной музыки вообще. Его композиции не ремикшируют (этим-то в цифровом мире никого не удивишь), а именно переигрывают с нуля, причем делают это артисты самых разных жанров от металлистов-экстремалов до джазменов и классических оркестров.

Если бы Ричард играл, к примеру, рок, такое внимание означало бы признание его сонграйтерских талантов. Но эксцентричный британец за редким исключением сочиняет не песни, а инструментальные пьесы, так что его в пору говорить о талантах композиторских. Лучшим подтверждением тому, что Ричард – не кто иной, как современный композитор, служит то, что за его треки охотнее и, пожалуй, успешнее всего берутся коллективы, которые специализируются на современной классической музыке.

Дорогу эту проложил маэстро Филип Гласс (Philip Glass), чья версия композиции «Icct Hedral» вышла на пластинке Aphex Twin “Donkey Rhubarb EP” (1995). Оригинал этого трека, пусть и не лишен симфонических элементов, но все же звучит как типичный для Ричарда тех времен молотобойный IDM. Однако, по словам самого Джеймса, он изначально писал эту вещь под живые инструменты. Но нанять оркестр для исполнения Ричард не торопился, ему хотелось, чтобы за дело взялся кто-то из музыкантов, которым он бы доверял. Первоначально в планах стоял Майкл Найман (Michael Nyman), который встретил идею с энтузиазмом, но был настолько загружен работой, что за запись оркестровки был готов взяться лишь через год, а это уже не слишком устраивало издателей Джеймса. Тогда последний наудачу написал письмо своему давнему кумиру Филипу Глассу, и тот немедленно выразил готовность взяться за эту пьесу. Но и тут хэппи-энд случился не сразу. Первая версия, записанная оркестром Гласса, Ричарду не понравилась. «Я тогда был в Нью-Йорке», — вспоминает сам Джеймс, — «мы встретились и я сказал: мне не понравилось то, что вы сделали. И объяснил почему. И тогда они со мной, типа, согласились и сказали – ну что ж, попробуем еще раз. Тогда я пришел к ним в студию, чтобы помочь. На самом деле, они всё сделали сами, я просто сидел там и кое-что подсказывал».

Если версия Филипа Гласса записывалась под чутким руководством самого автора, то музыканты нью-йоркского ансамбля Alarm Will Sound обошлись своими силами и версии создали весьма вольные. Американцы умудрились записать целый альбом исключительно из интерпретаций треков Aphex Twin, но узнать оригиналы в этих треках порой непросто, даже в тех случаях, когда исходным материалом становились пьесы для препарированного фортепиано с альбома «Drukqs». Самым узнаваемым и, пожалуй, самым ярким у Alarm Will Sound вышел трек «4», в оригинале звучавший как сентиментальный drill-n-bass.

Еще сложнее (но все же можно) узнать оригинал в интерпретации оркестра London Sinfonietta. Лондонцы тоже взялись за переосмысление электроники «оптом», и одним Ричардом Джеймсом дело не обошлось. На пластинке «Warp Works & 20th Century Masters» (2006) оркестр играет пьесы Aphex Twin и Squarepusher вперемешку с композициями Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена и Дьордя Лигети, будто бы специально подчеркивая принадлежность питомцев Warp Records к плеяде композиторов-авангардистов XX века.

Канадцы Bell Orchestre (коллектив известен в частности тем, что там играют музыканты из Arcade Fire) тоже не чужды симфонического звучания, но назвать их занудами-академистами язык не повернется. «Оркестр» обитает где-то на полпути между консерваторией и рок-клубом, примерно как составы Алексея Айги или Яна Тирсена (Yann Tiersen). Поэтому в их музыке водятся такие неакадемические понятия как «драйв» и «грув», которыми канадцы смогли начинить такой рваный и аритмичный трек, как «Bucephalus Bouncing Ball». Интересно, что узнать оригинал в их версии проще простого, и происходит это потому, что Bell Orchestre, в отличие академических предшественников, увидели в Джеймсе в первую очередь отличного мелодиста, создателя простых и запоминающихся «хуков».

Повернувшись от рока к джазу, обнаруживаем отличную версию трека «Flim» в исполнении трио из Миннесоты под названием The Bad Plus. Ставка снова сделана на фирменный ричардовский мелодизм. С ведущей темой отлично справляется фортепиано, а контрабас и ударные отлично воссоздают всю ритмическую кутерьму, коротая опутывает мелодический скелет композиции. И снова оригинал узнаётся с трех нот, будто бы и написан для малого джазового состава.

Ну а самая дикая фортепианная версия – конечно же, «Windowlicker» в исполнении Максенса Сирена (Maxence Cyrin). На альбоме «Modern Rhapsodies» (2005) французский пианист исполняет современную электронику в диапазоне от Depeche Mode и Massive Attack до LFO. И если опознать «Behind The Wheel» не составляет никакого труда, то «Windowlicker» в отрыве от бита, завываний и экстравагантного видео совершенно не читается. И это несмотря на то, что Максенс оставил ноты практически без изменений. Выглядит это исполнение примерно как рентгеновский снимок живого человека – странно, но завораживающе.

Другой эпатажный хит Aphex Twin «Come To Daddy», естественно, вдохновил тех, кто сам не чужд эпатажа. И если версия танц-готов Razed In Black выглядит несколько прямолинейной и однообразной, то The Dillinger Escape Plan при поддержке Майка Паттона (Mike Patton) выдали прямо-таки хоррор-металлический шедевр. И ведь не сказать, чтобы отличия от оригинала были такими уж радикальными. Так что если вдруг Рич решит записать металлический альбом, удивляться не стоит.

Авангард, джаз, металл, пусть даже танцевальная готика. Но что у Афекса может быть общего с акустическим фолк-роком? Как оказывается, и тут наш вездесущий герой оставил свой след. Флок-рокерам полюбилась композиция «To Cure A Weakling Child» с пластинки «Richard D. James Album». Полюбилась, видимо, потому, что более всего, из того что записывал Ричард, похожа на песню, в ней даже есть некое подобие вокала. Первым за её преображение взялся Адем Илхан (Adem Ilhan), он же просто Adem. Адем снова вытащил на передний план мелодию, а электронику заменил акустической гитарой и металлофоном. Получилось нежно, трогательно и вполне близко по духу.

Авторы следующего кавера, канадцы Born Ruffians, явно слышали версию Адема и вдохновлялись ей. Но их интерпретация, записанная для трибьют-альбома «Warp20 (Recreated)», уже больше похожа на издевательство. Представьте себе, если бы компания фанатов Aphex Twin, помнящая наизусть только композиции своего кумира, вдруг оказалась в караоке-баре или на Грушинском фестивале.

Кавер-версии от друзей это, конечно, игра не по правилам, но среди них есть такие экземпляры, что обойти их вниманием было бы ошибкой. Не будем анализировать многочисленные опыты Лиланда Кирби (Leiland Kirby), когда тот еще звался V/VM. В конце концов, пропущенные через глитч-мясорубку оригинальные треки, все же ремиксы, а не каверы. Но послушайте, как исполнил «Xtal» семейный дуэт Heterotic в составе Майка Парадинаса (Mike Paradinas) и Лары Рикс-Мартин (Laura Rix-Martin). Отметим, что знающие люди берутся именно за трек с «Selected Ambient Works 85-92», возможно, лучшей пластинки Ричарда. Ну а если вспомнить, что в 1993-м Майк записал гениальный ремикс на трек «On», получается прямо-таки фильм «20 лет спустя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*