Творческий путь Daft Punk — история превращения робота в человека


Знаменитый французский проект, состоящий из двух человек: Ги-Мануэля де Омем-Кристо и Томы Бангальтера, завершил деятельность без прощания со слушателями. Музыканты просто поставили точку, перевыпустив эпизод из авангардного фильма Electroma по сюжету которого два робота согласились на эксперимент по превращению себя в людей. Они получили кожу, лицо и волосы, но материал начал плавиться под воздействием тепла. В конце фильма один робот разрешает взорвать себя кнопкой самоуничтожения, которая находится на спине, а другой от безысходности разбивает свой шлем на куски, а потом с помощью осколка и солнечных лучей поджигает себя.
Мне сложно связать увиденное в фильме с тем, что случилось с Daft Punk на самом деле, потому я попробую приплести сюда другое произведение, вышедшие спустя 13 лет после Electroma. Речь об эпизоде Zima Blue из антологии Love Death + Robots. Это история о том, как робот-чистильщик постепенно модернизировался людьми, обрел личность, запомнился людям серией масштабных полотен-шедевров, а затем добровольно совершил даунгрейд, избавившись от своего «я», оставив только исходное ядро — робота-чистильщика.
Начало дискографии Daft Punk — альбом «Homework». Изначально французы даже не пытались сделать из этого цельный релиз, они просто выпускали синглы, но из-за количества производимых треков пришлось использовать материал для построения первого большого полноформатника. Сэмплы, лупы и заряжающий хаус-мотив, который и сегодня можно услышать проходя мимо Zara — как по мне, проект морально устарел, но если поставить треки оттуда в свой сет, тебя тут же назовут человеком культуры.
«Homework» ассоциируется с механической работой. Он выполняет одну единственную задачу, которую и ставят перед хорошей танцевальной музыкой, но за ним нет ничего, что могло бы удивить современного слушателя, не занимающегося культурной антропологией. Всё изменилось на «Discovery». Это напоминает всплеск развития нейросетей, которые в свою очередь построены по принципу сетей нервных клеток живого организма. Daft Punk начали миксовать жанры, изобретательно резать сэмплы, вставлять туда кашеобразный автотюновый вокал при этом взаимодействуя с видеорядом — аниме-мюзиклом «Интерстелла 5555». Это первые признаки жизни Daft Punk, которые как губка впитали в свое творчество живой звук прошлого и пересобрали на его основе свои треки.
На «Human After All» роботы вернулись к доминирующему электронному звучанию. Альбом прохладно встретили критики, но для меня он не менее важная часть их дискографии, как и «Discovery». Железные машины обрели разум — стали посвящать отдельные треки человеческим чувствам и в принципе заявили, что они «люди, несмотря ни на что». Но они прекратили общаться с нами на нашем языке. В альбоме используется минимальное количество сэмплов и все они тщательно спрятаны (за исключением «Robot Rock», который позже назовут самым ленивым использованием сэмпла в коллекции DP). Андроиды прекратили уподобляться человеку, создав свою собственную культуру, которая отразилась на развитии современной EDM-сцены.

​​Творческий путь Daft Punk — история превращения робота в человека (2/2)
Показательным также можно назвать «Alive 2007» — самый интересный лайв-альбом, который только можно представить. Полуторачасовой полёт сквозь всю дискографию, где главные треки Daft Punk совокупляются друг с другом в органичном танце. Это ультимативный монумент, возведенный в первую очередь для самих себя — не зря же в качестве архитектурного сооружения для выступлений с этой программой была выбрана пирамида.
В конце-концов, когда власть в мире одержал нарочито роботизированный грубый звук, а со всех колонок доносились металлические синты (помните времена, когда дабстеп называли музыкой трансформеров?), Daft Punk, олицетворяющие невоодушевленных персонажей с микросхемами под шлемами, выпустили «Random Access Memories». Это акт самопожертвования собственным прошлым, доказывающий, что у двух загадочных роботов есть душа или хотя бы что-то похожее на неё. Последний шедевр Zima Blue — он сам.
Daft Punk задаются извечным вопросом о происхождении нашего сознания, ставят нерешаемую задачу самоидентификации и пытаются заглянуть за гнилую корку человеческой природы. Сам по себе альбом отчасти кажется ностальгическим самообманом — если вокруг всё плохо (бездушный материальный мир), то нужно вернуть всё как было. Нужна живая музыка, нужно начать всё сначала. На «RAM» французы будто бы уходят в тень, дергая за ниточки гуру диско-музыки Джорджио Мородера и Найла Роджерса. Они хотят прокрутить историю с самого начала, пытаясь понять, что пошло не так, и как именно умерла музыка.
В их стремлении решить эту проблему сосредоточена та самая наивность, присущая человеку. Она также свойственная постоянным искателям, о чем они и поют в «Beyond», мол «мечтай о том, что находится за пределом мечты». Потому «RAM» завершается двумя связанными композициями: «Contact», задающий вопрос о внеземной жизни и звучащий как запуск космического шаттла, а также изданный для японского региона «Horizon», чуть ли не цитирующий «The Dark Side of the Moon». Они находят себя в бесконечности, по сути не просто покинув нас навсегда, но и ограничив свою функционал до минимума, став ещё одной песчинкой, вечно бороздящей в океане звезд.
Напоследок, хочу прикрепить короткий фрагмент с «Грэмми», который отпечатывает эмоции людей без взгляда на их лица. Эти объятия и есть жизнь.

https://t.me/thequietplace

Comments are closed.