Старая музыка убивает новую?

перевод телеграм канала https://t.me/realradioafrica

Старые песни сегодня составляют 70 процентов музыкального рынка США. Что еще хуже: рынок новой музыки фактически сокращается.

Согласно последним данным компании MRC Data, специализирующейся на анализе музыкального рынка, старые песни составляют 70 процентов музыкального рынка США. Те, кто зарабатывает на жизнь новой музыкой, особенно вымирающий вид, известный как работающий музыкант, должны смотреть на эти цифры со страхом и трепетом. Но новости становятся еще хуже: рынок новой музыки на самом деле сокращается. Весь рост рынка происходит за счет старых песен.

Каталог США по сравнению с текущим потреблением

Источник: MRC Data

На 200 самых популярных новых треков сейчас регулярно приходится менее 5 процентов от общего числа потоков. Всего три года назад этот показатель был в два раза выше. Ассортимент песен, фактически приобретаемых потребителями, еще больше склоняется в сторону более старой музыки. Текущий список самых скачиваемых треков на iTunes заполнен названиями групп прошлого века, таких как Creedence Clearwater Revival и The Police.

Недавно я сам столкнулся с этим явлением в розничном магазине, где молодой человек за кассой пел вместе со Стингом песню «Message in a Bottle» (хит 1979 года), которая звучала по радио. За несколько дней до этого у меня был похожий опыт в местной закусочной, где весь персонал был моложе 30 лет, но каждая песня была более чем 40-летней давности. Я спросил у своего посетителя: «Почему вы играете такую старую музыку?». Она удивленно посмотрела на меня, прежде чем ответить: «О, мне нравятся эти песни».

Никогда еще в истории новые композиции не достигали статуса хитов и при этом не оказывали столь значительного влияния на культуру. На самом деле, аудитория, похоже, принимает хиты прошлых десятилетий. Успех в музыкальном бизнесе всегда был недолговечным, но теперь даже новые песни, ставшие настоящими хитами, могут остаться незамеченными большей частью населения.

В базе данных MRC только песни, выпущенные за последние 18 месяцев, классифицируются как «новые», поэтому вполне возможно, что люди слушают много песен двухлетней давности, а не 60-летних. Но я сомневаюсь, что эти старые плейлисты состоят из песен позапрошлого года. Даже если бы это было так, этот факт все равно представлял бы собой отречение от индустрии поп-культуры, которая почти полностью сосредоточена на том, что происходит в данный момент.

Каждую неделю я слышу от сотен публицистов, звукозаписывающих лейблов, менеджеров групп и других профессионалов, которые хотят пропиарить новейшую новинку. От этого зависят их средства к существованию. Вся бизнес-модель музыкальной индустрии построена на продвижении новых песен. От меня, как от музыкального писателя, ждут того же, как и от радиостанций, розничных продавцов, диджеев, владельцев ночных клубов, редакторов, составителей плейлистов и всех остальных, кто участвует в этой игре. Однако все свидетельствует о том, что лишь немногие слушатели обращают на это внимание.

Вспомните недавнюю реакцию на перенос церемонии вручения премии «Грэмми». Возможно, я должен сказать «отсутствие реакции», потому что реакция культуры была не более чем зевота. Я слежу за тысячами профессионалов в области музыки в социальных сетях, и я не встретил ни одного выражения раздражения или сожаления по поводу того, что крупнейшее ежегодное событие в области новой музыки было отложено. Это зловеще.

Вы можете себе представить, как бы разозлились фанаты, если бы Суперкубок или финал НБА были отложены? Люди бы бунтовали на улицах. Но церемония вручения премии «Грэмми» пропадает без вести, и никто этого не замечает.

Снижение телевизионной аудитории шоу «Грэмми» подчеркивает этот сдвиг. В 2021 году зрительская аудитория церемонии упала на 53 процента по сравнению с предыдущим годом — с 18,7 миллионов до 8,8 миллионов. Это была самая малопосещаемая трансляция «Грэмми» за все время. Даже основная аудитория новой музыки не могла быть обеспокоена — около 98 процентов людей в возрасте от 18 до 49 лет нашли себе занятие по душе, кроме просмотра крупнейшего музыкального праздника года.

Десятилетие назад премию «Грэмми» смотрели 40 миллионов человек. Это значимая аудитория, но сейчас преданные поклонники этого события начинают напоминать крошечную субкультуру. Больше людей обращают внимание на трансляции видеоигр на Twitch (который сейчас посещают 30 миллионов человек ежедневно) или на последнее реалити-шоу. На самом деле, музыкантам, вероятно, было бы лучше получить место в Fortnite, чем подписать контракт на запись в 2022 году. По крайней мере, у них будет доступ к растущей демографической группе.

Больше людей смотрят Great British Bake Off, чем премию Грэмми

Некоторые хотели бы верить, что эта тенденция — лишь кратковременный всплеск, возможно, вызванный пандемией. Когда клубы снова откроются, а диджеи начнут крутить новые пластинки на вечеринках, мир вернется в нормальное русло, или так нам говорят. Самые горячие песни снова будут самыми новыми. Я не столь оптимистичен.

Ряд печальных событий сговорились маргинализировать новую музыку. Пандемия — один из этих уродливых фактов, но едва ли не единственный вклад в нарастающий кризис.

Рассмотрим другие тенденции:

Ведущей областью инвестиций в музыкальном бизнесе являются старые песни. Инвестиционные фирмы ввязываются в тендерные войны, чтобы купить издательские каталоги стареющих рок- и поп-звезд.

Наибольшим спросом пользуются каталоги песен музыкантов, которым уже за 70 или 80 (Боб Дилан, Пол Саймон, Брюс Спрингстин) или уже умерших (Дэвид Боуи, Джеймс Браун). 

Даже крупные звукозаписывающие лейблы участвуют в ажиотажном спросе на старую музыку: Universal Music, Sony Music, Warner Music и другие скупают издательские каталоги и вкладывают огромные суммы в старые мелодии. В прежние времена эти деньги использовались бы для запуска новых артистов.

Самый продаваемый физический формат в музыке — это виниловая пластинка, которой уже более 70 лет. Я не видел никаких признаков того, что звукозаписывающие лейблы инвестируют в новую, лучшую альтернативу — потому что и здесь старое рассматривается как превосходящее новое.

Фактически, звукозаписывающие лейблы — некогда источник инноваций в потребительских товарах — не тратят деньги на исследования и разработки, чтобы оживить свой бизнес, хотя каждая другая отрасль ищет инновации для роста и воодушевления потребителей.

Магазины звукозаписи находятся в том же временном искривлении. В более раннюю эпоху они активно продвигали новую музыку, но сейчас они зарабатывают больше денег на переизданиях винила и подержанных пластинок.

Радиостанции вносят свой вклад в застой, включая в свою ротацию все меньше новых песен или — судя по предложениям моего спутникового радио — полностью игнорируя новую музыку в пользу старых хитов.

Когда новая песня преодолевает эти препятствия и действительно становится хитом, риск судебных исков по поводу авторских прав велик как никогда. Риски чрезвычайно возросли после решения суда присяжных по «Blurred Lines» в 2015 году, и в результате дополнительные денежные средства переходят от сегодняшних музыкантов к старым (или умершим) исполнителям.

Кошмар усугубляется тем, что умершие музыканты теперь возвращаются к жизни в виртуальной форме — с помощью голограмм и «глубоко подделанной» музыки, что еще больше затрудняет конкуренцию на рынке для молодых, живых артистов.

Поскольку звукозаписывающие лейблы теряют интерес к новой музыке, начинающие исполнители отчаянно ищут другие способы получить известность. Они надеются разместить свои треки собственного производства в курируемом потоковом плейлисте или лицензировать свои песни для использования в рекламе или заключительных титрах телешоу. Эти варианты могут принести некоторый доход от роялти, но они мало что делают для повышения узнаваемости имени. Вы можете услышать классную песню в телевизионной рекламе, но знаете ли вы хотя бы имя исполнителя? Вы любите свой плейлист для тренировок в фитнес-клубе, но сколько названий песен и групп вы помните? Во время работы вы включаете в фоновом режиме новый музыкальный плейлист Spotify, но потрудились ли вы узнать, кто исполняет эти песни?

Десятилетия назад композитор Эрик Сати предупреждал о приходе «мебельной музыки», вида песен, которые будут органично вписываться в фон нашей жизни. Его видение, кажется, ближе к реальности, чем когда-либо.

Некоторые люди, особенно бэби-бумеры, говорят мне, что этот спад популярности новой музыки — просто результат паршивых новых песен. Раньше музыка была лучше, или так они говорят. Старые песни имели лучшие мелодии, более интересные гармонии и демонстрировали подлинную музыкальность, а не просто программные петли, автонастроенный вокал и спетые сэмплы.

Никогда не будет другого Сондхайма, говорят мне. Или Джони Митчелл. Или Боба Дилана. Или Коул Портер. Или Брайан Уилсон. Я почти ожидаю, что эти обличители разразятся зажигательным исполнением «Старого рок-н-ролла», как Том Круз в трусах https://youtu.be/G2UVsyVLLcE.

Просто возьмите эти старые пластинки с полки

Я буду сидеть и слушать их в одиночестве…

Я могу понять разочарование меломанов, которые не получают удовлетворения от современных мейнстримовых песен, хотя они пытаются и пытаются. Я также сетую на отсутствие воображения во многих современных хитах. Но я не согласен с общим вердиктом моих друзей-бумеров. Я слушаю по два-три часа новой музыки каждый день, и я знаю, что множество выдающихся молодых музыкантов пытаются добиться успеха. Они существуют. Но музыкальная индустрия утратила способность открывать и развивать их таланты.

Список прав на песни и записи, проданных с 2019 года

У крупных деятелей музыкальной индустрии есть множество оправданий своей неспособности обнаружить и должным образом продвинуть новых великих артистов. Страх перед судебными исками по поводу авторских прав заставил многих представителей индустрии смертельно бояться прослушивания незапрошенных демо-записей. Если вы услышите демо сегодня, то через пять лет на вас могут подать в суд за кражу его мелодии или, может быть, только ритмического грува. Попробуйте отправить демо-запись по почте лейблу или продюсеру и посмотрите, как она вернется нераспечатанной.

Люди, чьи средства к существованию зависят от открытия новых музыкальных талантов, сталкиваются с юридическими рисками, если они серьезно относятся к своей работе. Это лишь один из пагубных результатов чрезмерного увлечения музыкальной индустрии юристами и судебными разбирательствами — жесткий подход, который, как они когда-то надеялись, поможет решить все их проблемы, но теперь приносит больше вреда, чем пользы. В этой судебной среде страдают все, кроме партнеров из развлекательных юридических фирм, которые наслаждаются обильными плодами всех этих исков и юридических угроз.

Проблема глубже, чем просто проблемы авторского права. Люди, управляющие музыкальной индустрией, потеряли доверие к новой музыке. Они не хотят признавать это публично — это все равно, что жрецы Юпитера и Аполлона в Древнем Риме признали бы, что их боги мертвы. Даже если они знают, что это правда, их должности не позволяют сделать такое смиренное и уничижительное признание. Тем не менее, именно это и происходит. Магнаты потеряли веру в искупительную и изменяющую жизнь силу новой музыки. Как это печально! Конечно, те, кто принимает решения, должны делать вид, что они все еще верят в будущее своего бизнеса и хотят открыть следующий революционный талант. Но это не то, что они думают на самом деле. Их действия говорят гораздо громче, чем пустые слова.

На самом деле, для руководителей музыкальных компаний нет ничего менее интересного, чем совершенно радикально новый вид музыки. Кто может винить их за то, что они так считают? Радиостанции будут играть только те песни, которые соответствуют доминирующим формулам, которые не претерпели особых изменений за последние десятилетия. Алгоритмы, курирующие большую часть нашей новой музыки, еще хуже. Музыкальные алгоритмы разработаны как петли обратной связи, гарантирующие, что продвигаемые новые песни практически идентичны вашим любимым старым песням. Все, что действительно нарушает форму, исключается из рассмотрения почти как правило. На самом деле именно так и работает нынешняя система.

Даже те музыкальные жанры, которые известны тем, что сотрясают мир — рок, джаз или хип-хоп — сталкиваются с таким же мертвящим мышлением индустрии. Я люблю джаз, но многие радиостанции, ориентированные на этот жанр, играют песни, которые звучат почти так же, как и 10 или 20 лет назад. Во многих случаях это фактически одни и те же песни.

Такое положение дел не является неизбежным. Многие музыканты по всему миру — особенно в Лос-Анджелесе и Лондоне — ведут смелый диалог между джазом и другими современными стилями. Они даже возвращают джаз в качестве танцевальной музыки. Но песни, которые они выпускают, опасно отличаются от старого джаза, и по этой же причине их не пускают на многие радиостанции. Сама смелость, с которой они принимают будущее, становится причиной того, что их отвергают привратники.

Чтобы попасть в плейлисты большинства кантри-радиостанций, пластинка должна звучать определенным образом, а звук, который ищут эти диджеи и алгоритмы, относится к прошлому веку. И даже не стоит говорить о классической музыкальной индустрии, которая изо всех сил старается не демонстрировать творчество нынешнего поколения. Мы живем в удивительную эпоху классической музыки, но есть одна маленькая проблема: учреждения, контролирующие этот жанр, не хотят, чтобы вы его услышали.

Проблема не в отсутствии хорошей новой музыки. Это институциональная неспособность обнаружить и взрастить ее.

Я давно понял опасность чрезмерной осторожности, когда консультировал огромные компании из списка Fortune 500. Самая большая проблема, с которой я столкнулся, была практически у всех крупных компаний, которые я анализировал, — они вкладывали слишком много времени и денег в защиту старых способов ведения бизнеса, а не в создание новых. У нас даже был собственный инструмент для количественной оценки такого неправильного распределения ресурсов, который точно указывал на ошибки в долларах и центах.

Высшему руководству было неприятно это слышать, и оно всегда настаивало на том, что защита старых бизнес-подразделений — это самая надежная ставка. После того как я снова и снова сталкивался с этим укоренившимся мышлением и видел его последствия, я пришел к болезненному выводу, что самый безопасный путь обычно является самым опасным. Если вы придерживаетесь стратегии — будь то в бизнесе или в личной жизни — избегающей любого риска, вы можете процветать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе вы окажетесь на дне. Именно это сейчас происходит в музыкальном бизнесе.

Несмотря на это, я отказываюсь признавать, что мы находимся в каком-то мрачном финале, наблюдая смертельные муки новой музыки. И я говорю так, потому что знаю, как сильно люди жаждут чего-то, что звучит свежо, интересно и по-другому. Если они не находят этого у крупного звукозаписывающего лейбла или в плейлисте, управляемом алгоритмом, они найдут это в другом месте. В наше время песни могут стать вирусными, и индустрия развлечений даже не заметит этого, пока это не произойдет. Так и закончится эта история: не маргинализацией новой музыки, а появлением чего-то радикального в неожиданном месте.

Очевидные тупики прошлого были обойдены таким же образом. Руководители музыкальных компаний в 1955 году и не подозревали, что рок-н-ролл вскоре сметет все на своем пути. Когда Элвис захватил культуру — выходец из самого бедного штата Америки, скромного Миссисипи, — они были потрясены больше, чем кто-либо другой. Это повторилось в следующем десятилетии, с приходом британского вторжения из скромного Ливерпуля (опять же, из рабочего класса, незамеченного индустрией развлечений). И это случилось снова, когда хип-хоп, настоящее низовое движение, которому было наплевать на то, как закрытые руководители Sony или Universal смотрят на рынок, появился из Бронкса, Южного Централа и других бедных районов.

Если бы у нас было время, я бы рассказал вам больше о том, как то же самое происходило всегда. Трубадуры XI века, Сапфо, лирические певцы Древней Греции и ремесленные исполнители Среднего царства в Древнем Египте преобразовывали свои собственные культуры подобным образом. Музыкальные революции происходят снизу вверх, а не сверху вниз. Руководители компаний узнают об этом последними. Это и дает мне утешение. Новая музыка всегда возникает в самом неожиданном месте, когда власть имущие даже не обращают на нее внимания. Это случится снова. Это определенно должно произойти. Те, кто принимает решения, контролируя наши музыкальные учреждения, потеряли нить. Нам повезло, что музыка слишком сильна, чтобы они могли ее убить.

Об авторе: Тед Джиойя пишет влиятельную колонку о музыке и популярной культуре «Честный брокер» на сайте Substack. Он также является автором 11 книг, в том числе, совсем недавно, «Музыка: A Subversive History.

Comments are closed.