Portishead — Portishead (1997)

Второй альбом группы Portishead носит название Portishead. Я не знаю, почему многие группы так делают — называют альбомы также как и название группы. Возможно причины разные. Не вникал. Кстати о еще одной группе, поступившей с названием альбома — я тоже скоро расскажу. Впрочем они творили за 30 лет до Portishead и совершенно в другом стиле. Да и назывались они совсем по другому, а именно, Doors)

Второй альбом, на мой взгляд весьма достойно продолжал начинание первого, по созданию стиля Portishead. Но несомненные изменения были. Альбом стал.. резче. Настолько, насколько могут быть резкими тягучие и вязкие гнетущие ритмы. Мы также слышим в основном сэмплирование, скретчи и нестандартные для электронных групп «живые» симфонические инструменты, но общее настроение альбома в корне поменялось. Меланхолически безнадежное, оно сменилось если не уверенным, то более жестким. В каждой песне альбома теперь явственно слышится жизнь не угасающая, как в Dummy, а яркая, кричащая (как в Seven Months и All Mine), и лишь иногда спокойная (как в Only You и Western Eyes), но в своем спокойствии поражающая своей чувственностью.

Попесенно охвачу лишь некоторые и начну с Elysium просто потому что она сейчас играет в ушках. Как раз на середине песни можно услышать красивую гитарную соло партию, затем добавляющую к ней настойчивости клавишные — весьма красивое, и органичное, кстати, сочетание. Фирменный lo-fi звук зацарапанной пластинки вместе с несравненным голосом Бет резкой высокой волной накрывает это гармоничное сочетание, смывая все оставшиеся от него следы — приятный образец изменчивости и непредсказуемости, выраженный в музыке.

 

Сейчас электронная музыка полностью зависит от сэмплов. Постоянно приходится искать что то новое. Вспоминая появление итальянца Benassi с его фирменным звуком, вспоминая других до и после него с тем, что делали они, можно заметить, что сэмпл не только живет недолго, но и становится весьма малоиспользуемым. Если на 2-3 оригинальных сэмплах группа могла держаться 10-20 композиций, а то и более, то сейчас больше 2-3 композиций вытянуть сложно. Почему? Думаю потому, что не умеют современные музфканты эти сэмплы использовать.

Уже который раз можно услышать ставшую стандартной для ПХ зарапанную пластинку и несколько других, уже не раз встречаемых звуков и сэмплов, да и солистка осталась та же — ни одна песня не становится похожа ни на одну из предыдущих. Так и с Undenied. Пропитанная грустью в музыке, с нерешительностью в лирике и переживанием в вокале, она несколько контрастирует со своими соседями по альбому, что, впрочем, её абсолютно не портит.

 

Хитом, покорившим массы, с этого альбома стала песня Only You с весьма оригинальным на то время клипом.

 

It’s only you, who can tell me apart
And it’s only you, who can turn my wooden heart

 

Размеренная, совершенно в стиле ПХ, успокаивающая — вполне смогла восприниматься не только поклонниками и фанатами, но и обычными живыми, людьми) Ну, еслитественно со своей джазово-блюзово составляющей… Да, впрочем, цените сами.

О последней описываемой в этом альбоме песне хочется сказать следующее. На весьма извествном (для поклонников) концерте 1998 года — с симфоническим оркестром, откуда и брал все эти видео — она была первой в списке. Открывала концерт. И весьма правильно на мой взгляд. Humming обладает своим очарованием, начинаясь с весьма мрачного звучания… терменвокса. В двух словах это «инструмент», создающий звук определенной частоты при перемещении рук в электро-магнитном поле. О том, насколько сложно на нем «играть» можно понять, представив как этот процесс происходит. Визуальных ориентиров нет. Неловкое перемещение рук — и звук «фальшивый». Это сейчас появились компьютерные аналоги почти всего, но в 1997 все было вручную.

И с этот музыкальный полумрак, слышимый на протяжении всей Humming, на мой взгляд, задавал правильное настроение всему концерту. Концерт, который слушают. Музыка которую слушают. Кто сидя, кто лежа. Не для истерических прыжков по сцене — для музыкантов и не для истошных воплей около сцены — для фанатов.

Открыв концерт в Роузленде (Нью-Йорк), она закрывает описание альбома у меня. Альбом 1997 года… Когда ждать следующий? Намного дольше чем вы думаете.

https://greenart11.livejournal.com/9080.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*