Led Zeppelin / Physical Graffiti, 1975 г.

3tApCv240VM

Для записи очередного альбома ребята решили отменить все гастроли и полностью посвятить себя творчеству. Неожиданно Джонс заявил о том, что хотел бы заняться исключительно продюсерской деятельностью. Работу над альбомом пришлось прервать с надеждой, что клавишник/басист одумается, и через пару месяцев она действительно возобновилась. В то же время музыканты основали собственный лейбл, получивший весьма красивое название Swan Song, т.е. «Лебединая песня». К середине года альбом «Физические граффити» был завершен. Поскольку материала накопилось много (Пейдж решил вытащить из загашника многое из того, что не вошло на предыдущие диски), свой шестой студийник они сделали двойным, а иначе на многое пришлось бы забить, а не очень-то хотелось. В связи с такой продолжительностью здесь можно встретить все то, что было в музыке Led Zeppelin к этому моменту, – блюз, хард, фолк, прогрессив, – поэтому каких-то особых инноваций ожидать уже не приходится.
Первая сторона содержит наиболее запоминающиеся вещи, каждую из которых правомерно можно назвать классикой хард-рока, пусть аранжировки и стали попроще.
1) «Custard Pie». Среднетемповая энергичная композиция с риффующей гитарой в лучших традициях блюз-рока. Запоминаются, например, самые настоящие повизгивания гитары в сольной части. Лирика отсылает к первым альбомам квартета, где основной темой были женщины. Вот и здесь Плант рассказывает нам о своей страсти к очередной соблазнительной особе. Кстати, вспомните «Hats Off to (Roy) Harper» с третьего альбома и сравните две эти вещи. Похоже, правда? Получается, что группа вновь вспомнила о Бакки Уайте, а заодно и о другом блюзмене – Слипи Джоне Эстесе («Drop Down Daddy»).
2) «The Rover». Еще один энергичный боевичок с отличным риффингом. Текст представляет собой монолог человека, который побывал во многих местах и уверен, что взаимопонимание и поддержка друг друга помогут людям преодолеть невзгоды.
3) «In My Time of Dying». Ба-а-альшой такой блюз аж на 11 минут с ярко выраженной христианской тематикой: «Когда я буду умирать, пусть никто меня не оплакивает. Иисусе, ты будешь моим смертным одром». Гитарная игра периодически сменяется жесткой ритм-секцией (так держать, Бонзо!). В начале тема звучит скучновато, однако потом, когда появляется хардовая энергетика, становится интереснее. В определенный момент музыка ускоряется. Темповых переходов довольно много, и создается впечатление, что продолжать так можно до бесконечности, о чем в конце, после внезапного прекращения музыки, и сообщает Пейдж. Кстати, песня эта принадлежит английскому фольклору, и первым ее обработал Боб Дилан на своем дебютном альбоме 1962 г.
4) «Houses of the Holy». Можно сказать, самая попсовая песня здесь – очень уж просто звучат риффы и вокал, – однако все равно неплохо. Данная романтическая композиция когда-то не вошла в одноименный альбом (хотя некоторые вещи там звучат похуже, чем она) и вот теперь наконец увидела свет.
5) «Trampled Under Foot». Еще один хитовый хард-рок на фанковой основе (слышатся отголоски Стиви Уандера) с запоминающимся риффингом нон-стоп. Так и представляешь себя едущим в автомобиле, ведь песня-то о машине и в то же время о девушке. Пожалуй, это самая лучшая песня в мировой рок-музыке, где столь удачно соединяются эти две темы.
6) «Kashmir». Самая известная композиция с данного альбома, рифф которой пришел к Пейджу при его посещении Марокко, поэтому здесь и присутствуют восточные влияния, да и текст, в котором упоминается, например, знойная пустыня и палящее солнце, также в тему. Тревожная атмосфера создается мистически звучащим меллотроном и запоминающимся вокалом. Клавишные периодически выдают торжественный проигрыш. К записи был также приглашен симфонический оркестр Марракеша.
Вторая сторона получилась более экспериментальной и, по моему мнению, менее яркой и запоминающейся.
7) «In the Light». Еще одна эпическая композиция, но временами поскучнее остальных. Пронзительно звучат клавишные, будто приглашая нас в сказки «1001 ночи» (вновь слышится что-то восточное). Затем появляется вокал – растягивая слова, Плант просит кого-то верить в то, что всегда можно найти правильный путь, в особенности если рядом с тобой человек, готовый тебя поддержать. В конце концов вступает ритм-секция и начинается хард-рок. В середине звучит запоминающийся риффинг, после чего вновь слышны клавишные, звучавшие в начале.
8) «Bron-Yr-Aur». Приятный инструментал, построенный на игре на акустической гитаре. Ребята опять вспомнили знаменитый коттедж Планта, только на этот раз название было написано правильно.
9) «Down by the Seaside». Более блюзовая вещь – неторопливая, нетяжелая и напоминающая Supertramp примерно того же периода. В середине музыка слегка утяжеляется и ускоряется, но ненадолго. Впрочем, атмосферу присутствия у моря ребята воссоздали удачно. Основной темой песни стали поиски человеком пути в жизни.
10) «Ten Years Gone». Баллада, отголоски которой слышны во многих композициях 80-х годов. Запоминающаяся гитарная игра: электрогитара вносит в тему тяжесть, а акустическая гитара – блюзовость. Плант поет о десяти годах, прошедших с первой встречи с той, кто стала для него очень нужным человеком.
11) «Night Flight». Более быстрая, но мало чем примечательная вещь – рок-н-ролл с клавишными на заднем плане. Несмотря на то, что в названии присутствует слово «полет», в песне говорится о путешествии на поезде.
12) «The Wanton Song». По жесткому риффингу, напоминающему «Trampled Under Foot», эта вещь больше подошла бы для первого диска. Темой данной композиции стало страстное влечение к существу противоположного пола, но Плант умудряется петь об этом без всяких пошлостей.
13) «Boogie with Stu». Прикольное такое рок-н-ролльное буги, звучащее так, словно записывали в каком-нибудь баре – Бонзо глухо стучит, Стю (Иэн Стюарт) играет на фортепьяно, временами появляется акустическая гитара. В конце продолжительный стук ударных и смех. За основу композиции взяли тему «Ooh My Head» Ричи Вэленса (того самого, который погиб в авиакатастрофе вместе с Бадди Холли).
14) «Black Country Woman». Начинается с того, что инженер Эдди Крамер пытается убрать из записи случайно попавший туда звук пролетевшего самолета, однако Плант предлагает оставить все как есть. Затем следует еще одна прикольная композиция – блюз с отличной гитарной игрой. Появляется глухой стук Бонзо, а потом уже ритмический драмминг. Написав песню, являющуюся обращением к негритянке, ребята тем самым лишний раз подчеркнули, какая музыка на них влияла.
15) «Sick Again». Среднетемповый хард, как и многие другие темы, начинающийся с жесткой гитары. Здесь Плант обращается к шестнадцатилетней девушке, к которой он не безразличен. Как видите, ребята вновь вернулись к песням про девочек – может быть, захотели вспомнить молодость.
После записи опять началась привычная борьба за обложку – на ней изобразили нью-йоркское четырехэтажное здание, внутри которого можно было увидеть фотографии Марлен Дитрих, королевы Елизаветы II и т.д., а также самих участников групп, переодетых в женские платья.
Что же, альбом получился достаточно неровным и к концу запоминающихся тем становится все меньше, однако он включил в себя ряд великолепных вещей и в течение нескольких недель оставался на вершине чартов, а за ним, кстати, туда попали и все остальные вышедшие к тому времени альбомы Led Zeppelin, что стало своеобразным рекордом.
Автор: Featus.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*